В Національному університеті державної податкової служби України, що в місті Ірпінь відбулася VII міжнародна науково-теоретична конференція«Реформування  податкової системи в Україні відповідно до європейських стандартів».

 

На урочистості був запрошений Президент Асоціації платників податків України Грігол Катамадзе.  

 

Кожен з гостей мав можливість висловити свої міркування та поділитися досвідом щодо стратегічних напрямів розвитку податкової системи України, шляхів удосконалення системи адміністрування систем податкових зборів України,  міжнародного досвіду в сфері оподаткування та важливість  його застосування в Україні тощо.

 

«Сьогодні всі присутні у цьому залі погодяться зі мною, що бізнес просто волає про необхідність ліберальної податкової реформи. Якщо не буде лібералізації податкової реформи - не буде майбутнього», - зазначив Президент АППУ Грігол Катамадзе.

 

Під час заходу перед присутніми також виступили запрошені почесні гості: доктор економічних наук, професор, академік НАН України Валерій Геєць, президент ДННУ «Академія фінансового управління» Міністерства фінансів України, член-кореспондент НАН України Тетяна Єфименко, Професор Київського національного університету ім. Т.Шевченка, заслужений юрист України Василь Костицький.

 

В рамках Конференції також відбулося святкове нагородження переможців у Всеукраїнському конкурсі наукових робіт молодих вчених імені М. І. Туган-Барановського. Роботи молодих науковців були відзначені в таких номінаціях: монографічні видання, підручники та навчальні посібники; наукові статті, опубліковані у фахових виданнях.

 

Цей конкурс проводиться на базі Національного університету державної податкової служби України з метою забезпечення заохочення творчого пошуку серед молодих науковців, спрямованого на вирішення актуальних наукових проблем економічного та правового характеру у сфері оподаткування та з нагоди 150-річчя від дня народження видатного українського економіста, одного з фундаторів Української академії наук, академіка М. І. Тугана-Барановського.

 

Грігол Катамадзе особисто нагородив переможців медалями АППУ.

 

«1 вересня між АППУ та Національнім університетом ДПС України був підписаний меморандум, який дає можливість співпрацювати на базі університетського потенціалу. І, ознайомившись з тими роботами які були представлені на конкурс, я ще раз переконався в тому, що в університеті є великі можливості», - резюмував Грігол Катамадзе. 

«Шановний колектив, ВГО "Асоціація платників податків"!

 

Від імені всіх дружин, матерів та батьків-загиблих воїнів АТО, дозвольте висловити щиру подяку за допомогу, розуміння, багатство Вашої душі та тепло вашого серця!!!

 

Організація та проведення заходів і подарунків для наших діточок внесли в сім"ї краплиночку любові, якої нам так не вистачає в даний час. Коли пришла біда до наших домівок, кожна з нас відчула себе покинутою, нікому не потрібною, але це виявилося зовсім не так! Підтримка, добрі слова, щирі посмішки вашого коллективу - свідчення небайдужого ставлення до проблем і горя яке проникло до наших сімей! Ваше ставлення до нас як промінчик зігріваючий душу.

 

Хай Господь допомагає кожному Вам у житті, рясно благословить Вас та надає сил на майбутнє!

 

З повагою 

від родин полеглих Героїв АТО, 169 навчального центру Сухопутних військ Збройних сил України «Десна», Лоскот Тетяна Михайлівна, з смт Десна Чернігівської області

В интервью изданию "ГОРДОН" глава Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе заявил, что предложенный правительством Налоговый кодекс неприемлем и для бизнеса, и для каждого украинца, поскольку может привести к обнищанию населения. По его мнению, Кабинет Министров ошибочно определил своим приоритетом внешние финансовые заимствования, в то время как необходимо думать о развитии экономики, чтобы в будущем появилась возможность вернуть международные кредиты.

 

Григол Катамадзе до 2013 года служил Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Украине, работал заместителем министров обороны и иностранных дел Грузии, директором по развитию международного бизнеса Bank of Georgia, а с июня 2015 года возглавляет Ассоциацию налогоплательщиков Украины, в которую входят более семи тысяч крупных компаний и небольших предприятий из разных регионов страны. 

 

По его мнению, украинская экономика экстренно нуждается в радикальных реформах. Предложенный правительством Налоговый кодекс, напротив, сдерживает процесс развития и мотивирует бизнес скрываться в теневом секторе. Высокие налоги на зарплату, сборы с депозитов и пенсий не смогут наполнить бюджет, а, скорее, приведут к обнищанию людей и усилят протестные настроения в обществе, отметил в интервью изданию “ГОРДОН” Катамадзе.

 

Он считает, что украинские чиновники ошибочно ориентируются исключительно на помощь иностранных доноров и не используют внутренние ресурсы государства. Например, совершенно необоснованно опасаются снятия моратория на продажу земли. Между тем, по словам Катамадзе, сделки с землей могут стать источником поступления крупных инвестиций, которые если и не избавят страну от необходимости брать деньги в долг, то хотя бы существенно уменьшат размер заимствований. 

 

Есть закон, ему должны следовать и налогоплательщики, и чиновники. А какой пример подают правительство и парламент, когда сами нарушают законы?

– Как вы оцениваете предложенный правительством Налоговый кодекс, а вернее, его уже несколько откорректированный компромиссный вариант, который сейчас активно обсуждается?

 

– Несколько принципиальных замечаний по налоговой реформе от Кабмина.

 

Первое: в очередной раз финансово-экономический блок правительства предлагает принять бюджет и изменения налогового законодательства впритык под Новый год. Эту традицию надо нарушать. Так не делается в цивилизованных странах.

 

Второе: в Налоговом кодексе Украины есть четвертая статья, которая гласит, что нельзя вносить изменения в законодательство позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, когда корректировки должны вступить в силу. То есть либо эту норму нужно отменять, либо отменять правительственные инициативы. Есть закон, ему должны следовать и налогоплательщики, и чиновники. А какой пример подают правительство и парламент, когда сами нарушают законы?

 

Третье: в прошлом году, когда так же второпях принимали изменения в Налоговый кодекс и бюджет, действующий финансово-экономический блок правительства предлагал некие параметры на будущий 2015 год – ВВП, рост доходов населения, курс доллара. По итогам года мы получили показатели, отличные от прогноза Кабмина. Курс доллара закладывали 15 гривен, а сегодня он 24 гривны. На 11% упал ВВП, на 46% снизились доходы населения, более чем на 50% выросли цены. Кто за это ответит? Теперь мы слышим новые предложения на следующий год. Может быть, этот вопрос покажется риторическим, но когда придет декабрь 2016 года, кто будет отвечать за прогнозы, которые предлагает правительство?

 

Теперь непосредственно о налоговой реформе. Был проект, который разработали народные депутаты. Собственно, готовить и принимать подобные законы – прерогатива парламента. Они полтора года работали над документом и первыми зарегистрировали его под номером 3357 в Верховной Раде. Но его отложили, и по инициативе правительства сделали так называемый компромиссный вариант, который нам совершенно не подходит. Это не только мои слова, но и мнение украинского бизнеса. В нашей ассоциации около семи тысяч представителей, от физических лиц предпринимателей до крупных компаний. Все они хотят либеральные налоговые реформы – снижение ставок, уменьшение количества налогов, уменьшение общей нагрузки и давления на оплату труда в частности.

 

– В компромиссном варианте снижение налогов на зарплату предусмотрено.

 

– Давайте посчитаем. По существующим данным, в 2012 году в конвертах выдали около 120 млрд гривен зарплат. Сейчас называются разные цифры, но в среднем почти 400 млрд гривен. Эти деньги выдают скрытно из-за высокой налоговой нагрузки на оплату труда. На сегодня она составляет от 57 до 68 процентов. Налоговые изменения, предложенные законопроектом №3357, предусматривали снижение до 30%. Это тоже высокий уровень, но бизнес согласен столько платить. Представьте, от 400 млрд, выплаченных в конвертах зарплат, собрать 30% налога – это 120 млрд дохода в казну! Компромиссный вариант предлагает 40% нагрузки на зарплату. Значит, легализация не произойдет. Экономику снова загонят в тень, а нужно ее разогревать и выводить на свет.

 

Если у нас с вами есть депозит, а завтра его соберутся обложить налогом, что мы сделаем? Правильно, заберем свои деньги из банка

– Кроме высоких налогов на зарплату, какие еще сомнительные положения содержит налоговая реформа?

 

– Например, налог на депозиты. Правительство посчитало, сколько денег хранят украинцы в банках, и решило обложить их налогом, чтобы потенциально получить определенную сумму в бюджет. Но это виртуальные доходы, написанные на бумаге, которые из-за таких действий правительства могут и не появиться. Если у нас с вами есть депозит, а завтра его соберутся обложить налогом, что мы сделаем? Правильно, заберем свои деньги из банка. Что это означает для экономики? Начнется отток депозитов, что тут же ударит по банковскому сектору. В итоге казна недополучит запланированные доходы.

 

Невыгодные условия работы создаются для сельского хозяйства, хотя это один из ключевых сегментов, на которые опирается украинская экономика. Спецрежим по уплате НДС предполагает, что 75% заберет бюджет, а 25% останется аграриям на развитие. Это смешно! Если хотят полностью убить аграрный сектор, можно и дальше двигаться путем, который предлагает правительство.

 

Еще одна абсурдная норма – налог на пенсии. Я не экономист по образованию, спрашивал многих экспертов, в том числе за рубежом. Кому ни задавал вопрос, никто не смог назвать хотя бы одну страну, где облагают налогом пенсии. Это изобретение Украины. Хорошо, вы придумали налог, чтобы наполнить бюджет. Но давайте облагать высокие выплаты. А сейчас предлагают установить налог на пенсии, превышающие три минимальные зарплаты, то есть немногим более трех тысяч гривен. Это ненормально! Точно так же, как и взимать военный сбор.

 

– По поводу военного сбора с вами могут поспорить. Ведь война еще не закончилась.

 

– Нужно увеличивать доходы бюджета за счет увеличения возможностей экономики и думать, как оттуда финансировать военную составляющую. А военный сбор практически ничего не дает.

 

Принцип работы правительства: если нам дают внешние заимствования, значит, реформы идут. Но ведь это же не так!

– От министра финансов Натальи Яресько мы часто слышим, что если начать радикально реформировать налогообложение, возникнет дефицит бюджета, из-за чего МВФ может отказать нам в помощи. По вашему мнению, насколько обоснованы эти опасения?

 

– Недавно я прочел интервью дважды премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса. Он рассказал, что в определенный момент им пришлось отказаться на время от помощи Международного валютного фонда. Не говорю, что Украина должна так же поступить, но есть разные возможности, которые можно и нужно использовать.

 

Где находить деньги? Я, например, считаю, что в XXI веке неправильно говорить о моратории на продажу земли. Она должна превратиться в товар. Это один из главных козырей Украины. Коммунистические лозунги о том, что придет какой-то буржуин и заберет украинскую землю – бред. Никто ничего не может забрать. Если есть опасения, что иностранец будет действовать незаконно, ограничьте его возможности – четко пропишите в условиях инвестирования предназначение этого участка.

 

Когда земля станет товаром, это принесет миллиарды долларов. Сейчас украинское правительство ходит с протянутой рукой и просит 1,5 млрд долларов у МВФ, хотя есть возможность привести в виде прямых инвестиций десятки миллиардов долларов. Нужно смелее идти по опробованному в других странах пути, а не твердить “Ой-ой, будет дефицит”, хвататься за голову и рвать на себе волосы. Так мы далеко не уедем.

 

Реформы могут проводить или профессионалы, или идеалисты. К сожалению, и тех и других нашему правительству не хватает. Финансово-экономический блок Кабмина заложил в бюджет на 2016 год такой приоритет своей работы, как внешние государственные заимствования. То есть действует принцип: если нам дают внешние заимствования, значит реформы идут. Но ведь это же не так! Кредиты рано или поздно придется отдавать. Поэтому сейчас нужно не прессинговать, а раскручивать экономику за счет увеличения количества малого и среднего предпринимательства. Власть имущие должны создать благоприятные условия и дать возможность трудолюбивому украинскому народу развивать бизнес. Он умеет это делать.

 

– Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман уже заявил, что рассмотрение Налогового кодекса продолжится в следующем году. Но исходя из того, как развивались события год назад, высока вероятность, что после длительного обсуждения компромиссный вариант все равно протолкнут. К каким последствиям это приведет?

 

– Действительно, самое меньшее зло – оставить все как есть. Принять бюджет на основе существующего налогового законодательства и продолжить работу над новым.

 

Я все же надеюсь, что компромиссный вариант не примут. Обратите внимание, какое огромное количество неправительственных организаций, Ассоциация плательщиков налогов и другие бизнес-ассоциации, эксперты – в один голос твердят, что это провальный закон. Так много людей не могут одновременно ошибаться. Украине необходим либеральный подход к налогообложению. Тогда, несмотря на существующие сложности и войну на востоке, в стране могут в течение года-двух-трех начаться реальные перемены к лучшему. Надо только запустить маховик развития экономики.

 

Что будет в ином случае? Компромиссный вариант коснется не только предприятий, но и каждого украинца. Не будет развиваться бизнес и экономика в целом, не будет работы и зарплаты, а цены вырастут. Боюсь, такие изменения к декабрю следующего года поставят большинство украинских семей на грань выживания. Не хочу оперировать категориями "народ выйдет на улицы"... Но нельзя людей к этому подталкивать.

 

 

 

Джерело: “ГОРДОН” 

 

http://gordonua.com/publications/Grigol-Katamadze-Nikto-ne-smog-nazvat-hotya-by-odnu-stranu-v-mire-gde-oblagayut-nalogom-pensii-Eto-izobretenie-Ukrainy-111289.html

 

 

Асоціація платників податків України підтримувала Законопроект    № 3357, внесений парламентським Комітетом з питань податкової та митної політики. З цього питання делегатами другого етапу Х позачергового З'їзду Асоціації було направлено окреме звернення до Президента України та Голови ВР України.

 

В даний час експертами Асоціації опрацьовано Законопроект   № 3630, внесений Урядом.

 

Слід зазначити, що "податкова реформа" вже четвертий місяць тримає в напрузі бізнес-середовище, який очікує зменшення Урядом навантаження на бізнес, в першу чергу, зниження ставок податків. Але дива не відбуваються:

 

зниження ставки ПДВ з 20% до 15% не передбачається;

 

спеціальний режим ПДВ для аграрного сектора хоч і не буде скасований, проте частину ПДВ - у розмірі 75% сільгоспвиробники будуть перераховувати до бюджету, і лише 25% буде залишатися в розпорядженні бізнесу і скасування такого спец режиму, згідно Законопроекту тільки                   з 01 січня 2017 року;

 

- податок на прибуток підприємств пропонується залишити незмінним - 18%.

 

Асоціація вважає, що ставка повинна бути знижена до 15% і сплачуватись тільки з розподіленого прибутку, що знизить рівень втручання податкових органів у діяльність підприємств.

 

- зниження ставки податку на доходи фізичних осіб з 15 - 20% до 10% не передбачається, а встановлюється в 2016 році - 18%, що зовсім не зменшить навантаження на фонд оплати праці, як передбачалося                              (у середньому до 30%, за рахунок 20% ЄСВ + 10% ПДФО);

 

- військовий збір (1,5%) зберігається;

 

- зберігається податок 15% на пенсії, розмір якої перевищує три мінімальні зарплати (4134 грн.);

 

- істотно змінюється спрощена система оподаткування у бік обмеження кола її застосування: юридичні особи втрачають право на застосування спрощеної системи оподаткування, це негативно вплине на розвиток малого і середнього бізнесу.

 

Таким чином, фактично планується зростання податків для платників 2-ї, 3-ї групи спрощеної системи оподаткування.Урядом не зроблено майже ніяких поступок в питанні спрощеного оподаткування.

 

- юрособи на 3 групи повинні перейти на загальну систему сплати податку на прибуток;

 

- фізособи з річним доходом від 300 тис до 2 млн зможуть платити єдиний податок групи "B" з "умовного прибутку" за ставкою ПДФО (у 2016 - 18%, з 2017 -17%) + знижений 20% ЄСВ (сума не вище 6890 грн в місяць).

 

Цікаво, що Уряд на 2016-2017 по-суті пропонує для групи встановити умовну норму прибутку 15% від доходу, а з 2019 збільшити цю норму прибутку до 55% від доходу. Тому для малого бізнесу, де норма прибутку менше 15% вигідніше переходити на загальну систему і платити 18% ПДФО на загальній системі з урахуванням документальних витрат.

 

-                всіх підприємців, і в першу чергу це стосується платників єдиного податку, змусять використовувати касові апарати з компенсацією 75% їх вартості за рахунок коштів місцевих бюджетів. Це призведе до збільшення податкового навантаження на малий бізнес, так як 161 700 юридичних осіб змушені будуть платити податок на прибуток на загальних підставах і вести повноцінний бухгалтерський облік. Одночасно 58700 фізичних осіб у загальному порядку будуть платити податок з доходів фізичних осіб.

 

У свій час Асоціація чітко висловила свою позицію про недоцільність обов'язкового запровадження для платників єдиного податку 2-ї і 3-ї груп касових апаратів, оскільки крім вартості касового апарата їх ще більше турбує процедура адміністрування застосування РРО та передбачені розміри штрафних санкцій.

 

Законопроект №3630 готує ще багато сюрпризів, які будуть нас чекати з прийнятими змінами:

 

- традиційно підвищаться ціни на спиртні напої та сигарети. У 2016 році передбачається зростання акцизів на сигарети на 40%, кожен рік з наступних чотирьох років - на 7%. Акцизи на лікеро-горілчану продукцію в новому році збільшаться в 1,5 рази, потім будуть рости щорічно на 5%;

 

- зростання податку на нерухомість з 2% мінімальної зарплати за квадратний метр до 3%, додатково сплачується - 25 тис. грн. для квартир і будинків площею 300 і 500 кв. м. відповідно (за кожен такий об'єкт житлової нерухомості). Пільги по площі квартир, будинків і різних типів у розмірі 60, 120 і 180 кв. м. відповідно зберігаються.

 

Шкода, що за 15 днів до початку нового бюджетного року відсутній чіткий і зрозумілий для бізнесу Податковий Кодекс, за яким Україна буде працювати протягом наступних трьох років, так якзаконопроектом пропонується встановити мораторій на внесення змін до податкового законодавства на період з 1 січня 2016 до 31 грудня 2018.

 

Однак нам не звикати. Аналогічна, так звана податкова реформа Урядом вже проводилася в минулому році, зміни були прийняті Верховною Радою тільки 28.12.2014 року.

 

Це вже стало поганою звичкою Уряду - порушувати податкове законодавство особисто. Так одним із принципів податкового законодавства визначено стабільність, тобто - зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки (стаття 4 ПКУ).

 

Враховуючи, що пріоритетом для Асоціації є захист прав та інтересів платників податків, будь-які зміни, які призводять до погіршення роботи бізнесу, не будуть підтримуватися Асоціацією.

 

Експерти Асоціації вважають, що Законопроект № 3357 необхідно взяти за основу і доопрацювати з урахуванням усіх запропонованих пропозицій.

 

На думку депутатів-членів Комітету з питань податкової та митної політики ВР України, оптимальним варіантом буде зробити Бюджет                     на 2016 рік на діючій податковій базі (можливо, з мінімальним її вдосконалюванням), а вже в наступному році почати серйозну системну роботу над новим Податковим кодексом, що вступить у дію в 2017 році.

 

За словами Голови ВР України Володимира Гройсмана: «Ми створюємо робочу групу для того, щоб у стислий термін напрацювати рішення, щодо яких висловлювалися народні депутати. Я закликаю всіх до відповідального компромісу – не політичного, не популістичного, а відповідального, який можна знайти в стінах парламенту.»

 

Підсумок вчорашнього позачергового засідання ВР України це три години «пустих» балачок. Коли буде результат – залишається здогадуватися.

 

 

 

Президент                                                                          Грігол Катамадзе

                                                                                                  Посол