Жизнь бизнесу усложняет несовершенное налоговое законодательство. В Украине необходимо провести фискальную либерализацию и превратить налоговую в сервисную службу. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил президент Ассоциации налогоплательщиков Григол Катамадзе.

 

В Верховной Раде предлагают снизить базовую ставку налога на прибыль с 18% до 15%, а также ввести налогообложение распределенной прибыли и приравненных к ней платежей. Об этом говорится в проекте налоговой реформы, подготовленной профильным парламентским комитетом. Данный проект является альтернативной документу, который разрабатывается в правительстве. В Верховной Раде предлагают снизить ставки многих сборов, но при этом облагать налогом прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемых в пользу физлиц-неплательщиков налога на прибыль и нерезидентов.

 

В то же время Государственная фискальная служба планирует в следующем году рассмотреть вопрос об отмене плановых и внеплановых проверок компаний, входящих в офис крупных налогоплательщиков.

 

Грядущую налоговую реформу и взаимоотношения бизнеса с ГФС в эфире радиостанции "Голос Столицы" прокомментировал экс-посол Грузии в Украине, президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.

 

Как так получилось, что дипломат оказался главой Ассоциации налогоплательщиков?

 

– В январе 2003 года я завершил свою дипломатическую миссию в Украине, ушел с дипломатической службы, завершил двадцатилетнюю карьеру. Затем я полгода жил в Грузии, но потом вернулся в Украину и решил создавать собственный бизнес. Мы уже несколько шагов сделали в этом направлении, но в апреле этого года прозвучало предложение мне попробовать свои силы на выборах внеочередного съезда Ассоциации налогоплательщиков Украины. Я попробовал, и очень благодарен делегатам съезда, которые поддержали единогласно мою кандидатуру.

 

Чем в целом занимается организация?

 

– Наша организация насчитывает около 7 тысяч членов, начиная от физических лиц-предпринимателей, и заканчивая крупными плательщиками налогов, включая банки. Члены нашей Ассоциации знают и понимают, насколько важна роль организации, насколько важна роль общественности в управлении государством. Одна из самых главных наших целей – отстаивать интересы членов Ассоциации, в том числе защищать от некоего произвола фискальных служб. А этот произвол происходит в том числе и потому, что налоговое законодательство не совершенно. Это происходит и потому, что за последние два года в налоговое законодательство вносили чуть ли не каждую неделю какие-то изменения. За этим элементарно уследить очень тяжело даже крупным организациям, которые имеют целые штаты профессиональных юридических работников. И я уже не говорю о физлицах-предпринимателях, которым еще тяжелее. В это непростое время для Украины как раз несовершенное налоговое законодательство усложняет жизнь для украинского бизнеса.

 

Какие именно изменения максимально усложняют жизнь?

 

– Мне хотелось бы воспользоваться моментом и высказать одну мысль в поддержку Александры Владимировны Кужель, которую очень давно знаю. Даже если тысячу раз Александра Владимировна была неправа, мужикам нужно тысячу раз подумать, прежде чем поднять руку на женщину. Поэтому никаких оправданий этому нет. И вместо того, чтобы страна жила в ладах с законом, народные депутаты показывают такой пример. Такой пример ничего хорошего не дает людям.

 

ВОПРОС СЛУШАТЕЛЯ: Меня зовут Владислав. Гость программы наверняка помнит 1986 год, начало перестройки, когда платили 3% от дохода, и платили практически все. Мы считаем, что налог на зарплату должен быть не более 10%, для производителей я бы рекомендовал 3% от дохода. Тогда люди не будут прятать свои деньги. С торгующих организаций нужно брать 7% дохода. И при растаможке они будут показывать нормальную стоимость и не пытаться скрыть свою прибыль. НДС же должен взиматься при условии, что наценка на товар более 20%. И к нам потянутся инвесторы. Как вы считаете?

 

– Предложения Владислава очень интересны, и я вам точно могу сказать, что весь бизнес даже не просит, а ставит ребром вопрос по поводу кардинальных изменений налогового законодательства в сторону либерализации. То, о чем говорил Владислав, как раз и демонстрирует либерализацию налогового законодательства. Я предлагаю Владиславу обратиться к нам со своими предложениями. Наши эксперты участвуют в круглых столах, в подготовке налоговых преобразований. И я думаю, что такие люди, как Владислав, которые живо интересуются проблематикой, могли бы вносить свои предложения. Все страны, которые пришли к рассвету, прошли через либерализацию фискальной службы. Другого пути нет. Зачем изобретать велосипед? Аргументом на то, что сейчас нельзя вводить либеральные реформы, Минфин называет вероятность дефицита бюджета, называли уже цифру в 120 миллиардов, потом 150 миллиардов, сейчас 200 миллиардов. У меня как у непрофессионального специалиста в области налогов возникает очень простой вопрос: а покажите бюджетные расходы? Очень много вещей из расходной части можно убрать, и дефицит очень серьезно сократить. Более того, я убежден, что МВФ одним из условий ставит обязательное сокращение расходов, которые совершенно сумасшедшие. Например, есть дублирующие органы. Грузия очень хороший пример в этом отношении. Нужно забрать функции экономического толка у всех специальных служб, отдать их только одной службе, например, финансовой полиции. В Грузии службу доходов превратили в сервисную службу. И фискальная служба Украины должна быть сервисной службой, а вот карательную составляющую нужно вывести из-под подчинения фискальной службы и отдать в прямое подчинение министру финансов. Что такое сервисная фискальная служба? Это означает, что налоговый инспектор практически не контактирует с бизнесом. Не премьер-министр должен заявлять о том, что «давайте на три месяца никого не проверять». Это должно быть законом предусмотрено. Фискальная сервисная служба не должна проверять компании. А вот финансовая полиция, которая усмотрит где-то недоплату налогов, может быть карательным механизмом государства. А не так, как сегодня: пришли МВД проверили, завтра прокуратура проверила, послезавтра СБУ, и все время параллельно проверяет налоговая. Как бизнесу работать?

 

Как вы сегодня оцениваете объемы теневой экономики?

 

– Министерство экономики называет цифру в 60%. Я думаю, что где-то так и есть. За последние два года теневая составляющая экономики увеличилась, что катастрофически плохо. Поэтому еще раз хочу сказать, что либерализация налогового законодательства даст возможность вывести львиную долю из тени. Я снова приведу грузинский пример. До 2004 года 90% экономики грузинов находилось в тени. Бюджет Грузии составлял всего 500 миллионов долларов, который в середине года секвестировался на 150 миллионов. И это выливалось в то, что выплачивались мизерные зарплаты, пенсии были по два-три доллара. Но после начала либерализации, проведения либеральной налоговой реформы, через три-четыре года пришли к увеличению бюджета в десятки раз. Тень свели до 5%. Кроме того, есть огромное количество госсобственности, которую можно отдать в частные руки. Украинцы с особой симпатией, если можно так сказать, относятся к частной собственности, уважают частную собственность. Поэтому нужно идти на эти шаги. Также есть украинская земля. Сколько можно продолжать говорить о моратории на землю? Земля должна быть товаром, как это происходит в цивилизованном мире. Никто эту землю никуда с собой не увезет.

 

 

 

Источник: Голос Столицы