Зменшити кількість податків і знизити ставки вимагають в Асоціації платників податків України. Держава мусить повністю змінити податкове законодавство, реформа має бути простою і зрозумілою, переконані учасники сьогоднішнього з'їзду.

 

Нагадаю, один із законопроектів про зміни до Податкового кодексу вже зареєстрований у Верховній раді. Проте, зараз навколо цього документу - палкі дискусії. Якщо знизити податки - звідки ж тоді наповнювати бюджет країни?

 

"Там де знизили кількість податків, там де знизили тиск на бізнес, де зменшували ставки, з часом ці країни перетворилися на сильні процвітаючі держави. А якщо ми хочемо залатати дірки на півроку - це інше питання. Ці півроку пройдуть. А що далі?", - стверджує президент асоціації платників податків Грігол Катамадзе.

 

"До кінця року повинні бути прийняті зміни до Податкового кодексу і повинні бути прийняті зміни до Бюджетного кодексу країни. Кількість податків була знижена у минулому році. На сьогоднішній день мова йде про зниження декількох ставок, в першу чергу це ЄСВ", - каже керівник державної фіскальної служби України Роман Насіров.

За последний год крупные и мелкие предприниматели ощутили действие целого ряда налоговых нововведений. О том, как от этого изменилась бизнес-среда и инвестиционная привлекательность Украины и Киева, мы поговорили с первым вице-президентом Ассоциации плательщиков налогов Украины Юрием Атаманюком

Politeka: Какую роль в формировании благоприятной бизнес-среды в стране играют профильные общественные организации в целом и ваша ассоциация в частности? Каковы ваши цели?

 

Юрий Атаманюк: Ассоциация плательщиков налогов Украины — самая большая бизнес-ассоциация в стране. Она объединяет 7 тыс. субъектов предпринимательства, на предприятиях которых работают порядка 3 млн человек. Поэтому любая законодательная инициатива или изменение налоговых норм и правил влияет на какой-либо из сегментов ассоциации. Основные наши задачи — защита бизнеса от фискальных проверяющих органов, предоставление площадки переговоров для предпринимателей и власти и законодательный лоббизм интересов плательщиков налогов. Но установить диалог с властью не всегда получается. Если бизнес всегда открыт к конструктиву, то государственные органы иногда считают приемлемым отвечать нам отписками. Например, так было с нашей инициативой по предоставлению налоговых льгот предприятиям, которые трудо­устраивают беженцев с Донбасса. Хотя этого ждут 1,8 млн переселенцев в надежде быстрее найти работу, Государственная фис­каль­ная служба ответила: «Не поддерживаем, потому что это приведет к сокращению бюджетных поступлений». Из успешных инициатив ассоциации можно назвать отмену предложения Минфина по тотальному введению кассовых аппаратов.

 

Politeka: Почему вы были против введения кассовых аппаратов?

 

Юрий Атаманюк: Это тот случай, когда бизнес не видит справедливости предложенного нововведения. Когда идет воровство из бюджета посредством непрозрачной тендерной политики и процветает теневая экономика, правительство пытается увеличить нагрузку на малый бизнес. Хотя вместо этого чиновники могли бы получать деньги от детенизации — эксперты оценивают возможные налоговые поступления в бюджет в 10 млрд грн в месяц. Когда решить проблему поступлений в бюджет хотят за счет конкретного человека, который работает на рынке, но больше ничего при этом не меняется, тогда предприниматели не готовы идти на жертвы. Поэтому они вышли под Верховную Раду. В Швейцарии все налоговые изменения проходят через референдум. Когда власти Швейцарии заявили, что им не хватает денег на содержание инвалидов и предложили увеличить налогообложение населения, народ согласился и проголосовал за. Потому что там люди знают: если они платят пенсионный сбор, то получают достойную пенсию. И так с любым налогом. Если бы у нас хоть одно налоговое нововведение вынесли на референдум, экономическому блоку правительства пришлось бы уйти в отставку.

 

Politeka: Как представители бизнеса оценивают экономическую ситуацию в стране и последние налоговые нововведения?

 

Юрий Атаманюк: Здесь я сошлюсь на социологическое исследование бизнес-среды Институтом экономики. Выяснилось, что, по мнению 50% опрошенных, ситуация в стране ухудшилась, а условия для ведения бизнеса являются неприемлемыми. Проблема в том, что правительство пытается залатать дыры в бюджете путем введения новых налогов: на депозиты, недвижимость, автомобили, пенсии (это вообще ноу-хау в истории экономики), акциза на пиво, военного сбора, увеличения ставки налогообложения физлиц, дополнительного налога на импорт, увеличения акцизов. В этом году мы насчитали 11 подобных нововведений, которые ухудшают жизнь каждой конкретной семьи. Например, с заслуженного шахтера начали собирать налог на пенсию. Если он положил свои сбережения на депозит, с этого тоже необходимо заплатить налог. Купили крупнолитражный автомобиль — тоже заплатит налог. При этом каждое из нововведений — сомнительное с точки зрения экономического эффекта. Такое ощущение, что авторы налога на депозиты мыслили так: подсчитали сумму депозитов физлиц по всей стране, посчитали подоходный налог на них и решили, что к концу года получат такой объем дополнительных поступлений в бюджет. Но в результате получили отток депозитов, отток из банковской среды и как следствие — охлаждение экономики. То есть те деньги, которые работали, создавали и добавленную стоимость, и налог на прибыль, и рабочие места, ушли из экономики вместе с потенциальным налогом на эти депозиты. В результате дополнительного налога на покупку крупнолитражных авто их оборот уменьшился в этом году вдвое.

 

Politeka: Какие шаги для улучшения бизнес-среды, по вашему мнению, следовало бы делать в первую очередь?

 

Юрий Атаманюк: Во-первых, детенизация экономики. Все грозятся заставить олигархов платить налоги. Но никто еще не сказал, что конкретная финансово-промышленная группа платила в год, допустим, 100 млн грн налогов, а после применения определенных мер — 1 млрд грн. А сейчас крупный бизнес не платит налоги в полном объеме, а средний и малый — должен. Здесь же борьба с контрабандой. Если есть воля, побороть ее можно очень быстро. Всего субъектов внешнеэкономической деятельности не так много — около 10 тысяч. Если разделить их на рисковые и нерисковые, это значительно упростит дело. Нерисковыми являются поставщики иностранных продуктов от производителей. Рисковыми — поставщики товара из офшоров. Последних всего около 500. Такие субъекты должны растаможиваться на специализированной открытой таможне. Здесь кроется 80% контрабанды. Остальные 20% — мелкие поставщики. Если сломить глобально ситуацию с крупными потоками контрабанды, то отомрут и мелкие нарушители, потому что против них будут бороться легальные поставщики, чтобы добиться справедливой конкуренции. По мнению экспертов, от контрабанды бюджет Украины ежемесячно теряет 2 млрд грн. поступлений. Также для увеличения доверия к налоговым инициативам правительства должно прекратиться воровство из бюджета. Тендеры должны проходить открыто, чтобы любой бизнесмен мог их выиграть.

 

Politeka: Нужна ли бизнесу административная реформа?

 

Юрий Атаманюк: Она является важнейшим шагом к борьбе с коррупцией и снижению давления на бизнес. Необходимо сокращать количество чиновников и проверяющих органов. Но здесь подход должен быть индивидуальным к каждой структуре и ведомству. Ведь где-то люди выстаивают очереди, чтобы попасть к чиновникам на прием и получить какую-либо услугу. В то же время во всех государственных органах создают подразделения по борьбе с коррупцией, которые сами являются коррупционными рисками. Бороться с коррупцией с помощью новых подразделений и должностных лиц невозможно. Здесь нужно менять систему, например, максимально вводить электронные услуги и минимизировать личное общение с должностными лицами. Украина сейчас является лидером в мире по количеству чиновников на субъект предпринимательства. Раз их такое количество, то государство не может обеспечить их хорошими условиями и зарплатами. В результате всех этих чиновников содержит бизнес. Одна из структур, от которых можно полностью избавиться, это Госфининспекция со штатом в 7,2 тыс. человек, на содержание которой идет 2 млрд грн бюджетных средств в год. Задача этой структуры — проверять предприятия с государственной формой собственности или с государственной частью. То же самое делает и Государственная фискальная служба. Поэтому Госфининспекцию можно ликвидировать, не передавая ее функции никому, и ничего не изменится. Вот это и есть борьба с коррупцией. Ведь каждый проверяющий бизнеса имеет коррупционный соблазн, особенно при зарплате в 2 тыс грн.

 

Politeka: Как вы оцениваете инвестиционный климат в Киеве?

 

Юрий Атаманюк: Знакомство инвесторов со страной начинается с Киева. Сегодня здесь идет серьезное падение всех показателей. Уровень заработных плат в 2015 году по сравнению с прошлым годом сократился в полтора раза. Задолженность по зарплатам выросла на 40%, количество безработных — на 38%. Для инвесторов это говорит о неблагоприятной бизнес-среде. Ведь в то же время и убытки столичных компаний упали в четыре раза. С апреля прошедшего года из города вывели 3,5 млрд инвестиций. В целом показатели Киева едва не хуже, чем общегосударственные, хотя столица должна быть показательной, ведь рынок любых товаров и услуг здесь самый широкий и активный. Дело в том, что в Киеве с каждой сменой власти начинаются волнения. Например, любой новоназначенный глава КГГА считает нужным сменить со скандалом директора Бессарабского рынка «под себя». Это — одно из инвестиционно привлекательных коммунальных предприятий столицы, которое можно было бы продать или сдать в аренду на прозрачных условиях и получить и деньги в бюджет, и порядок. Так же можно поступить и с другими КП, которые сейчас не приносят городу прибыли. Или, к примеру, почему бы не найти инвестора для строительства платного моста, чтобы киевляне за небольшие деньги могли ехать с левого берега на правый по мосту с идеальной дорогой и без пробок? Но инвесторы не захотят идти в столицу на тех условиях, которые есть сейчас, когда выиграть инвестиционный конкурс честно и прозрачно невозможно. То же самое и с застройщиками, которые стали заложниками подпольных махинаций чиновников, с одной стороны, и псевдоактивистов — с другой. Чиновники выдают им разрешительные документы с нарушениями, а радикально настроенные политические силы пользуются этим и зарабатывают на том, что не позволяют строительным компаниям вести бизнес, пока также не получат откат. Пока все это не прекратится, говорить об инвестиционной привлекательности Киева не приходится.

Президент Асоціації платників податків України Грігол Катамадзе висловлює глибокі співчуття народу Франції у зв’язку з серією терактів у Парижі.

«Я глибоко шокований трагедією, що сталася у прекрасній та дружній нам країні. Немає жодного пояснення подібним нелюдським вчинкам. Те, що сталося в Парижі, має об'єднати весь світ проти екстремізму та кривавого терору. Усім серцем поділяю горе французького народу та глибоко сумую за загиблими. Водночас щиро прошу Бога підтримати поранених і дати їм сил на якнайшвидше одужання. 

Нехай це буде останній виклик міжнародним законам мирного співіснування.

Рік тому не стало великої людини, видатного реформатора, далекоглядного політика та філантропа – Кахи Бендукідзе.

 

Каха Автандіолвич пройшов шлях від науковця,а згодом підприємця, до Міністра економіки. Його вагомий внесок в розвиток держави видно й понині. Так, завдяки його невтомній праці, Грузія зайняла 11 місце в рейтингу країн за легкістю ведення бізнесу, випередивши навіть Германію та Францію.

 

В 2014 році, на запрошення новообраного керівництва, він приїхав до України, аби запровадити нові реформи, ввести дома юстиції, та підтримати державу у боротьбі із ворожим сусідом. Але нажаль, хвороба, із якою він боровся останні роки перемогла.

 

«Для мене він був не лише видатним політиком та взірцем для наслідування, але й близьким другом. Часто його згадую, наші розмови. Такі люди народжуються один на мільйон та залишають по собі суттєвий слід. Пам’ять про Каху залишиться в моєму сердці назавжди» - Грігол Катамадзе, Президент Асоціації платників податків.

 

Світла пам’ять.

 

 

Ми обрали саме цю світлину, бо вона краще за все відображає яким щирим, життєрадісним та з глибоким почуттям гумору, був Каха Бендукідзе за життя.