Именно так характеризует некоторые основополагающие моменты нашей жизни бывший посол Грузии в Украине, а ныне президент Ассоциации плательщиков налогов Украины Григол Катамадзе.

 

 

Небольшая справка

Уроженец города Кутаиси, выпускник факультета международных отношений и международного права Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко Григол Катамадзе. С 1995 года, и, практически до начала Евромайдана, он был Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Украине. В перерывах между дипломатической службой работал заместителем министра обороны Грузии по вопросам международного военного сотрудничества, заместителем главы грузинского МИД и директором по развитию международного бизнеса Bank of Georgia. Весной 2013 года он, завершив дипломатическую карьеру, уехал в Грузию. Но уже через полгода вернулся, чтобы стать сопричастным к тем позитивным изменениям, которые будут происходить.

В настоящее время, возглавив Ассоциацию налогоплательщиков Украины, он отмечает некоторые, особо важные аспекты в жизни нашей страны. Их успешное решение, говорит он, позволит положительно решать многие стоящие перед нашей страной задачи. В чем заключается смысл этого, а также о путях их решения он акцентировал внимание, выступая в Днепропетровске, во время торжественной церемонии награждения победителей Всеукраинского рейтинга «Сумлінні платники податків — 2014». Остановимся на некоторых из них.

Экономические аспекты

Без сомнения, в настоящее время стране необходима поддержка международных финансовых институтов. Тем не менее, необходимо понимать, что Международный валютный фонд не является благотворительной организацией в то время, когда дает кредиты. Более того, эти кредиты ложатся на плечи граждан Украины и на украинский бизнес. 

Кассовые аппараты. Быть или не быть.

Когда возникла эта ситуация, мы заняли принципиальную позицию, потому что могла создаться проблема для бизнеса. Мы изучили ситуацию. На тот момент из 100 тыс. предпринимателей только 15 тыс. сказали, что имеют возможность приобрести и установить кассовые аппараты. Более 70% из них уже летом оказались бы вне закона. Мы сказали, что нужно объявить мораторий на введение аппаратов, более того — сесть за стол переговоров и найти выход из положения. Эта история завершилась позитивно. В то же время, если государство хочет навести порядок в этом вопросе, необходимо посчитать, сколько будет стоить их закупка и обслуживание, попросить международный грант закупить их и решить вопросы с предпринимателями.

 

Новый налоговый кодекс

Он должен быть простым, понятным. Также он должен содержать свод правил, по которым обязан жить весь бизнес. С бизнесом необходимо разговаривать, его нужно слушать и слышать, что должно стать фактором успеха. Понимая это, мы обратились к Министру финансов с предложением, суть которого заключается в том, что Ассоциация плательщиков налогов Украины может быть той площадкой, где налогоплательщики страны смогут рассказать о своем видении изменений в налоговом кодексе. Это должно стать некоторой отправной точкой в решении этой проблемы. Сегодня Ассоциация насчитывает около 7000 членов по всей Украине. Поэтому крайне важно донести законопроект и имеющиеся материалы до всех территориальных отделений с целью получения от них предложений 

Наряду с этим, и плательщики налогов должны осознавать свою ответственность и честно платить налоги. Они должны понимать, что своевременная и полная уплата налогов будет способствовать решению многих проблем в стране. Это, прежде всего, сильная армия, качественная медицина, отлаженная правоохранительная система, хорошее состояние дорог, а также надежно работающий механизм социальных выплат.

Каждый день мы решаем множество вопросов. Это вопросы, связанные со своевременным возвращением НДС, это проблемы, связанные с взаимоотношением бизнеса и фискальной службы, — рассказывает Григол Катамадзе. Мы все время утверждаем, что мы, как общественная организация, защитники интересов украинского бизнеса, хотим, чтобы бизнес и фискальная служба были партнерами. Только так мы сможем построить в будущем сильное государство.

 

 

Борис Рудовский, Александр Лясковский. Для Информационного Агентства «Наш Район».

19 листопада відбувся 2-й етап позачергового Х З’їзду ВГО «Асоціація платників податків України». На З’їзді були присутні більше ста делегатів – голови та члени територіальних відділень Асоціації з усієї України.

 

Перед офіційним відкриттям З’їзду відбулося засідання узгоджувальної ради, на якій було визначено регламент та порядок денний.

 

Офіційну частину відкрив Президент Асоціації Грігол Катамадзе. Він звернувся до присутніх з вітальним словом, зазначивши, що «З’їзд із представниками усіх областей є маленькою цеглинкою в історії країни, яка дасть надійну опору для майбутніх звершень».

 

Почесними гостями з’їзду були Голова Одеської обласної державної адміністрації Міхеіл Саакашвілі, Голова ДФС України Роман Насіров, заступник бізнес-омбудсмена в Україні Ярослав Грегірчак та інші поважні особи.  

 

Губернатор Одещини Міхеіл Саакашвілі у своїй емоційній промові висловив упевненість, що результати співпраці з керівництвом Фіскальної служби, яка вже має місце, можна буде побачити вже 1 березня 2016 року. «Часу на грабунок вже нема, потрібно впроваджувати реформи!».

 

Голова ДФС Роман Насіров у своїй промові наголосив на тому, що нинішня податкова система не відповідає стану економіки, який є на сьогоднішній день, і потрібно працювати над тим, щоб реформа дала максимально конструктивні зміни. Голова ДФС висловив упевненість, що Податкова реформа для бізнесу повинна стартувати  вже в грудні 2015 року.Звернувшись до делегатів2-й етапу позачергового Х З’їзду ВГО «Асоціація платників податків України» Голова ДФС Роман Насіров зазначив: «Ви можете покладатися на ДФС, а ми зі свого боку будемо як можемо підтримувати вас і намагатися разом з вами змінити як саму фіскальну службу, так і підхід до адміністрування податків, що фактично змінить на краще нашу країну».

 

У другій частині З’їзду одноголосно обрано Віце-президентами АППУ:

 

  Голову ТВ АППУ в Одеській області -  Мазарака Володимира Петровича;

 

 Радника Президента Асоціації -  Погибу Павла Павловича.

 

 До складу  Ради ВГО АППУ обрано нових членів АППУ

 

Погибу Павла Павловича - Віце-президента АППУ,

 

Радника Президента Асоціації;

 

Ганечко Миколу Миколайовича -          Радника Президента Асоціації, керівника відділу правового забезпечення ГД АППУ;

 

Герасименко Людмила Михайлівна - Генерального директора Асоціації

 

Жебрівську Філю Іванівну -           Генерального директора ПАТ «Фармак»;

 

Іукурідзе Важу Георгійовича -      Голову ТОВ «ПТК ШАБО»;

 

Кобу Накопія - члена Парламенту Грузії;

 

Ковалькова  Айвара - керівника компанії "Сервіс Менеджмент Інтернешнл";

 

Колодяжну Поліну Олександрівну -      Радника Президента Асоціації;

 

Коростельова Віталія Вікторовича -      Радника  Президента Асоціації;

 

Кропачова Віталія Валерійовича -         Радника Президента Асоціації;

 

Олексієнко Дмитра Володимировича - Голову Громадської ради при ДФС України;

 

Пашко Павла Володимировича - в.о. ректора Національного університету державної податкової служби України;

 

Гельфандбейна Леоніда Семеновича - заступника Голови Ради Територіального відділення у Херсонській області.

 

Делегатами З’їзду одноголосно обрано до складу Правліннянових членів АППУ:

 

Герасименко Людмила Михайлівна – члена Ради АППУ - Генерального директора Асоціації;

 

Ганечко Миколу Миколайовича – члена Ради, Радника Президента Асоціації, керівника відділу правового забезпечення ГД АППУ;

 

Далічука Ігора Євгенійовича – члена Ради, Президента акціонерного товариства «Слобожанська будівельна кераміка».

 

Делегати З’їзду у своїх виступах висловлювали думки з нагальних питань, що стосуються бізнесу України, пропонували своє бачення та вносили свої пропозиції. Зокрема говорили про те, що останнім часом зросла кількість звернень представників бізнесу до Асоціації, зазначивши, що, з одного боку, це сприяє підсиленню ролі Асоціації у відстоюванні прав бізнесу, а з іншого – означає, що у сфері бізнесу зростає кількість проблем.

 

Під час З’їзду було презентовано Стратегію розвитку Асоціації до 2018 року, а наприкінці було зачитано  Звернення до влади, затверджене на Узгоджувальному засіданні Ради АППУ,  в якому делегати З’їзду наполягають на схваленні Верховною Радою України Проекту Закону України «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо податкової лібералізації», розробленого комітетом ВР з питань податкової та митної політики під керівництвом Ніни Южаніної.

 

По завершенню З’їзду Президент АППУ Грігол Катамадзе подякував делегатам за активну позицію, участь та роботу і побажав натхнення задля подальшого зростання авторитетності і впливовості Асоціації платників податків України.

Зменшити кількість податків і знизити ставки вимагають в Асоціації платників податків України. Держава мусить повністю змінити податкове законодавство, реформа має бути простою і зрозумілою, переконані учасники сьогоднішнього з'їзду.

 

Нагадаю, один із законопроектів про зміни до Податкового кодексу вже зареєстрований у Верховній раді. Проте, зараз навколо цього документу - палкі дискусії. Якщо знизити податки - звідки ж тоді наповнювати бюджет країни?

 

"Там де знизили кількість податків, там де знизили тиск на бізнес, де зменшували ставки, з часом ці країни перетворилися на сильні процвітаючі держави. А якщо ми хочемо залатати дірки на півроку - це інше питання. Ці півроку пройдуть. А що далі?", - стверджує президент асоціації платників податків Грігол Катамадзе.

 

"До кінця року повинні бути прийняті зміни до Податкового кодексу і повинні бути прийняті зміни до Бюджетного кодексу країни. Кількість податків була знижена у минулому році. На сьогоднішній день мова йде про зниження декількох ставок, в першу чергу це ЄСВ", - каже керівник державної фіскальної служби України Роман Насіров.

За последний год крупные и мелкие предприниматели ощутили действие целого ряда налоговых нововведений. О том, как от этого изменилась бизнес-среда и инвестиционная привлекательность Украины и Киева, мы поговорили с первым вице-президентом Ассоциации плательщиков налогов Украины Юрием Атаманюком

Politeka: Какую роль в формировании благоприятной бизнес-среды в стране играют профильные общественные организации в целом и ваша ассоциация в частности? Каковы ваши цели?

 

Юрий Атаманюк: Ассоциация плательщиков налогов Украины — самая большая бизнес-ассоциация в стране. Она объединяет 7 тыс. субъектов предпринимательства, на предприятиях которых работают порядка 3 млн человек. Поэтому любая законодательная инициатива или изменение налоговых норм и правил влияет на какой-либо из сегментов ассоциации. Основные наши задачи — защита бизнеса от фискальных проверяющих органов, предоставление площадки переговоров для предпринимателей и власти и законодательный лоббизм интересов плательщиков налогов. Но установить диалог с властью не всегда получается. Если бизнес всегда открыт к конструктиву, то государственные органы иногда считают приемлемым отвечать нам отписками. Например, так было с нашей инициативой по предоставлению налоговых льгот предприятиям, которые трудо­устраивают беженцев с Донбасса. Хотя этого ждут 1,8 млн переселенцев в надежде быстрее найти работу, Государственная фис­каль­ная служба ответила: «Не поддерживаем, потому что это приведет к сокращению бюджетных поступлений». Из успешных инициатив ассоциации можно назвать отмену предложения Минфина по тотальному введению кассовых аппаратов.

 

Politeka: Почему вы были против введения кассовых аппаратов?

 

Юрий Атаманюк: Это тот случай, когда бизнес не видит справедливости предложенного нововведения. Когда идет воровство из бюджета посредством непрозрачной тендерной политики и процветает теневая экономика, правительство пытается увеличить нагрузку на малый бизнес. Хотя вместо этого чиновники могли бы получать деньги от детенизации — эксперты оценивают возможные налоговые поступления в бюджет в 10 млрд грн в месяц. Когда решить проблему поступлений в бюджет хотят за счет конкретного человека, который работает на рынке, но больше ничего при этом не меняется, тогда предприниматели не готовы идти на жертвы. Поэтому они вышли под Верховную Раду. В Швейцарии все налоговые изменения проходят через референдум. Когда власти Швейцарии заявили, что им не хватает денег на содержание инвалидов и предложили увеличить налогообложение населения, народ согласился и проголосовал за. Потому что там люди знают: если они платят пенсионный сбор, то получают достойную пенсию. И так с любым налогом. Если бы у нас хоть одно налоговое нововведение вынесли на референдум, экономическому блоку правительства пришлось бы уйти в отставку.

 

Politeka: Как представители бизнеса оценивают экономическую ситуацию в стране и последние налоговые нововведения?

 

Юрий Атаманюк: Здесь я сошлюсь на социологическое исследование бизнес-среды Институтом экономики. Выяснилось, что, по мнению 50% опрошенных, ситуация в стране ухудшилась, а условия для ведения бизнеса являются неприемлемыми. Проблема в том, что правительство пытается залатать дыры в бюджете путем введения новых налогов: на депозиты, недвижимость, автомобили, пенсии (это вообще ноу-хау в истории экономики), акциза на пиво, военного сбора, увеличения ставки налогообложения физлиц, дополнительного налога на импорт, увеличения акцизов. В этом году мы насчитали 11 подобных нововведений, которые ухудшают жизнь каждой конкретной семьи. Например, с заслуженного шахтера начали собирать налог на пенсию. Если он положил свои сбережения на депозит, с этого тоже необходимо заплатить налог. Купили крупнолитражный автомобиль — тоже заплатит налог. При этом каждое из нововведений — сомнительное с точки зрения экономического эффекта. Такое ощущение, что авторы налога на депозиты мыслили так: подсчитали сумму депозитов физлиц по всей стране, посчитали подоходный налог на них и решили, что к концу года получат такой объем дополнительных поступлений в бюджет. Но в результате получили отток депозитов, отток из банковской среды и как следствие — охлаждение экономики. То есть те деньги, которые работали, создавали и добавленную стоимость, и налог на прибыль, и рабочие места, ушли из экономики вместе с потенциальным налогом на эти депозиты. В результате дополнительного налога на покупку крупнолитражных авто их оборот уменьшился в этом году вдвое.

 

Politeka: Какие шаги для улучшения бизнес-среды, по вашему мнению, следовало бы делать в первую очередь?

 

Юрий Атаманюк: Во-первых, детенизация экономики. Все грозятся заставить олигархов платить налоги. Но никто еще не сказал, что конкретная финансово-промышленная группа платила в год, допустим, 100 млн грн налогов, а после применения определенных мер — 1 млрд грн. А сейчас крупный бизнес не платит налоги в полном объеме, а средний и малый — должен. Здесь же борьба с контрабандой. Если есть воля, побороть ее можно очень быстро. Всего субъектов внешнеэкономической деятельности не так много — около 10 тысяч. Если разделить их на рисковые и нерисковые, это значительно упростит дело. Нерисковыми являются поставщики иностранных продуктов от производителей. Рисковыми — поставщики товара из офшоров. Последних всего около 500. Такие субъекты должны растаможиваться на специализированной открытой таможне. Здесь кроется 80% контрабанды. Остальные 20% — мелкие поставщики. Если сломить глобально ситуацию с крупными потоками контрабанды, то отомрут и мелкие нарушители, потому что против них будут бороться легальные поставщики, чтобы добиться справедливой конкуренции. По мнению экспертов, от контрабанды бюджет Украины ежемесячно теряет 2 млрд грн. поступлений. Также для увеличения доверия к налоговым инициативам правительства должно прекратиться воровство из бюджета. Тендеры должны проходить открыто, чтобы любой бизнесмен мог их выиграть.

 

Politeka: Нужна ли бизнесу административная реформа?

 

Юрий Атаманюк: Она является важнейшим шагом к борьбе с коррупцией и снижению давления на бизнес. Необходимо сокращать количество чиновников и проверяющих органов. Но здесь подход должен быть индивидуальным к каждой структуре и ведомству. Ведь где-то люди выстаивают очереди, чтобы попасть к чиновникам на прием и получить какую-либо услугу. В то же время во всех государственных органах создают подразделения по борьбе с коррупцией, которые сами являются коррупционными рисками. Бороться с коррупцией с помощью новых подразделений и должностных лиц невозможно. Здесь нужно менять систему, например, максимально вводить электронные услуги и минимизировать личное общение с должностными лицами. Украина сейчас является лидером в мире по количеству чиновников на субъект предпринимательства. Раз их такое количество, то государство не может обеспечить их хорошими условиями и зарплатами. В результате всех этих чиновников содержит бизнес. Одна из структур, от которых можно полностью избавиться, это Госфининспекция со штатом в 7,2 тыс. человек, на содержание которой идет 2 млрд грн бюджетных средств в год. Задача этой структуры — проверять предприятия с государственной формой собственности или с государственной частью. То же самое делает и Государственная фискальная служба. Поэтому Госфининспекцию можно ликвидировать, не передавая ее функции никому, и ничего не изменится. Вот это и есть борьба с коррупцией. Ведь каждый проверяющий бизнеса имеет коррупционный соблазн, особенно при зарплате в 2 тыс грн.

 

Politeka: Как вы оцениваете инвестиционный климат в Киеве?

 

Юрий Атаманюк: Знакомство инвесторов со страной начинается с Киева. Сегодня здесь идет серьезное падение всех показателей. Уровень заработных плат в 2015 году по сравнению с прошлым годом сократился в полтора раза. Задолженность по зарплатам выросла на 40%, количество безработных — на 38%. Для инвесторов это говорит о неблагоприятной бизнес-среде. Ведь в то же время и убытки столичных компаний упали в четыре раза. С апреля прошедшего года из города вывели 3,5 млрд инвестиций. В целом показатели Киева едва не хуже, чем общегосударственные, хотя столица должна быть показательной, ведь рынок любых товаров и услуг здесь самый широкий и активный. Дело в том, что в Киеве с каждой сменой власти начинаются волнения. Например, любой новоназначенный глава КГГА считает нужным сменить со скандалом директора Бессарабского рынка «под себя». Это — одно из инвестиционно привлекательных коммунальных предприятий столицы, которое можно было бы продать или сдать в аренду на прозрачных условиях и получить и деньги в бюджет, и порядок. Так же можно поступить и с другими КП, которые сейчас не приносят городу прибыли. Или, к примеру, почему бы не найти инвестора для строительства платного моста, чтобы киевляне за небольшие деньги могли ехать с левого берега на правый по мосту с идеальной дорогой и без пробок? Но инвесторы не захотят идти в столицу на тех условиях, которые есть сейчас, когда выиграть инвестиционный конкурс честно и прозрачно невозможно. То же самое и с застройщиками, которые стали заложниками подпольных махинаций чиновников, с одной стороны, и псевдоактивистов — с другой. Чиновники выдают им разрешительные документы с нарушениями, а радикально настроенные политические силы пользуются этим и зарабатывают на том, что не позволяют строительным компаниям вести бизнес, пока также не получат откат. Пока все это не прекратится, говорить об инвестиционной привлекательности Киева не приходится.